Body:
Если у ипотечного заемщика возникли
непреодолимые разногласия с банком,
которые не удалось разрешить в частном
порядке, то не стоит спешить в суд.
Возможно, имеет смысл попытать счастья у
банковского омбудсмана. Он на бесплатной
основе попытается примирить стороны. Как
к нему обратиться?
Чем поможет заемщикам банковский омбудсман?
Если у ипотечного заемщика возникли непреодолимые разногласия с банком, которые не удалось разрешить в частном порядке, то не стоит спешить в суд. Возможно, имеет смысл попытать счастья у банковского омбудсмана. Он на бесплатной основе попытается примирить стороны. Как к нему обратиться?
Банковский омбудсман – это независимо лицо, которое действует в соответствии с законодательством. Омбудсман пытается разрешить разногласия, возникшие между ипотечным заемщиком-физлицом и банком. Для этого он проводит встречи между сторонами, предоставляет рекомендации, выносит решения.
Если вынесенное омбудсманом решение удовлетворит заемщика, то банк будет обязан его исполнить. Впрочем, у банка остается возможность продолжить борьбу, но уже в судебных инстанциях.
Когда нет смысла обращаться к омбудсману?
Банковский омбудсман для заемщика – это хороший инструмент, позволяющий на бесплатных условиях добиться защиты своих прав. Однако в некоторых случаях омбудсман откажет в рассмотрении обращения. Например, если оформленная ипотека вызвала споры между банком и заемщиком, в результате чего одна из сторон обратилась в суд, то в этом случае обращение к омбудсману не имеет смысла. Также омбудсман не станет рассматривать обращения, по которым уже есть вступившее в силу решение суда.
Если заемщик не попытался решить разногласия напрямую с банком и у него нет письменных доказательств такого обращения, то за защитой к омбудсману можно не обращаться.
Также оставят без рассмотрения обращения, направленные повторно, при отсутствии новых обстоятельств дела. Отказ ждет заемщиков, у которых сумма ипотечного займа превышает 20 тысяч месячных расчетных показателей.
Как рассматривают обращения?
Ни одно обращение не останется без отклика, поскольку все они проходят обязательную регистрацию и учет. На рассмотрение жалобы отводится не более 2 месяцев. Если омбудсман направляет запросы сторонам для предоставления дополнительной информации, то течение срока приостанавливается.
В ходе своей работы омбудсман может потребовать у сторон копии необходимых документов, письменные объяснения, доказательства и т.д. Кредитные учреждения обязаны в срок до 10 дней предоставлять все запрошенную информацию.
В некоторых случаях омбудсман может назначить встречу, чтобы стороны могли лично изложить свои позиции по спорным вопросам. Впрочем, неявка сторон не помешает дальнейшему рассмотрению проблемы.
В конце омбудсман, опираясь на требования законодательства и условия кредитного договора, выносит решение об урегулировании разногласий, либо о невозможности прийти к консенсусу. В течение 3 дней данное решение доводится до сведения сторон.
Как подать обращение?
Обратиться к омбудсману можно лично, посетив офис в городе Алматы, либо направив обращение с помощью электронной почты или формы обратной связи.
К своем обращению клиентам нужно приложить пакет документов. Среди них удостоверение личности, кредитный договор, договор о залоге имущества, график погашения, остаток задолженности, заявления, отправленные заемщиком банку для урегулирования ситуации, а также ответы банка на эти претензии.
Подводя итоги, можно отметить, что благодаря институту банковского омбудсмана права заемщиков лучше защищены. Все это оказывает положительное влияние на ипотечное кредитование.